Организация работы с родителями: формы и содержание
Ориентация на индивидуальность ребёнка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьёй, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе.
Поэтому работа с родителями — одно из важнейших направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в целом, развития музыкального слуха и голоса в частности. Моя задача — заинтересовать родителей процессом всестороннего развития музыкальных задатков, творческих способностей, результативностью и динамикой музыкального роста их ребёнка, оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания детей в семье. Для её выполнения провожу с родителями определённую, систематическую работу, в процессе которой они становятся соучастниками музыкально-эстетического воспитания, активно поддерживают интерес своего ребёнка к музыке, различным видам музыкально-творческой деятельности.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГРУППОВОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
В начале учебного года на первом родительском собрании я рассказываю родителям об организации музыкально-образовательного процесса в новом учебном году. Сообщаю о запланированных музыкальных праздниках, досугах. Объясняю основные задачи музыкально-эстетического воспитания и развития детей в конкретной возрастной группе, знакомлю с инновационными музыкальными методиками, которые будут применяться мною для решения поставленных задач.
Это вызывает эмоциональное расположение родителей, их заинтересованность в эффективности музыкального развития ребёнка, готовность к совместной музыкально-творческой деятельности и организации музыкальной деятельности ребёнка в семье.
Особенно важным считаю выступление музыкального руководителя на первом родительском собрании в младших группе ,где происходит знакомство с мамами и папами, установление с ними психологического контакта, закладываются основы дальнейшего сотрудничества и сотворчества.
Для выявления уровня заинтересованности родителей в развитии музыкальных способностей ребёнка и понимания ими важности музыкального воспитания и обучения в дошкольном учреждении проводится анкетирование родителей.
В течение года я выступаю на родительских собраниях по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей, основным направлениям и формам совместной музыкальной деятельности в семье, организации совместных музыкальных праздников и досугов. Важным считаю рассмотрение вопросов охраны детского голоса, где объясняю взрослым вред «крикливого» пения, громкого разговора, особенно на улице в холодную, сырую погоду. Крик, шум портят голос ребёнка, притупляют слух и отрицательно влияют на его нервную систему.
Особое внимание уделяю вопросу пения детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Разъясняю родителям опасность пения таких песен (особенно громкое их исполнение): оно наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка, может привести к образованию узелков и даже временной потери голоса.
В конце учебного года на родительском собрании подвожу итоги проведённой работы, отмечаю достигнутые, благодаря совместным усилиям, результаты музыкального развития детей, их творческие успехи. Совместно с родителями намечаем пути дальнейшего взаимодействия и сотрудничества.
ПРОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ БЕСЕД, КОНСУЛЬТАЦИЙ
В течение учебного года я провожу индивидуальные беседы, консультации с родителями:
• информирую родителей о музыкальном росте, особенностях музыкального развития их ребёнка, о степени его музыкальной одарённости;
• даю необходимые педагогические рекомендации в решении тех или иных задач по развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, певческих навыков), учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка;
• помогаю создать в семье, во взаимоотношениях с ребёнком благоприятные условия для активизации эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-образного мышления, воображения, раскрытия творческого потенциала: показываю песни, пальчиковые игры с пением, ритмические игры, игры со звуками, которые можно разучить с детьми дома. Даю практические советы по проведению семейных музыкальных праздников.
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ С ДЕТЬМИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ УТРЕННИКАХ, РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
Большое положительное влияние на музыкальное развитие, на установление тесного, как психологического, так и духовного, контакта между детьми и родителями оказывает сотрудничество и сотворчество детей и родителей на музыкальных праздниках. Я постоянно вовлекаю родителей в совместную с детьми музыкально-исполнительскую деятельность: они эмоционально ярко, образно исполняют в ансамбле с детьми песни, принимают участие в коммуникативных, музыкальных играх в музыкально-песенных творческих заданиях.
Родители всех возрастных групп вовлекаются мною в изготовление атрибутов к песням, танцам, помогают шить костюмы для утренников.
Опыт показывает: работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка. Только в тесном сотрудничестве с семьёй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в музыкальном воспитании дошкольников.
Носова Е.С., муз.руководитель