Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей - в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Одарённость – от слова «дар», (дар природы, Божий дар). В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, с семьёй, готовой эти возможности развивать. А потом – с педагогами, умеющими увидеть одарённость и поддержать её.
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей.
Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте:
- дети с высоким общим уровнем умственного развития;
- дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).
Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое.
Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Мы придерживаемся мнения, что для успешного развития одаренности необходимо создание предметно-развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.
Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:
1. предметно-развивающую среду группы, способствующую познанию окружающего мира;
Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной. Для развития познавательных способностей и познавательной активности детей имеются различные настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, игры типа «Танграм», «Морской бой», различные головоломки.
В группы приносятся книги познавательного характера, ориентирующие на изучение окружающего мира, дающие возможность приобретения новых знаний. Книги имеют яркие красочные иллюстрации и не очень большое количество довольно крупного текста, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. Художественные произведения также с красочными иллюстрациями и текстом, доступным для самостоятельного чтения.
В группах созданы условия для экспериментирования детей с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами и т. п. Это исследовательские центры, в которые помещаются, время от времени, различные предметы.
Реализация усвоенных в процессе НОД способов деятельности и приобретенных знаний может происходить в различных деятельностях детей: игре, конструировании, лепке, рисовании и пр. Для игр детей, а также конструирования из крупного строительного материала выделяется место, которое обеспечит свободное перемещение, размещение материала. Это позволяет создавать постройки, прятаться, искать друг друга, отыскивать «клады» в соответствии с картой-схемой, организовывать «путешествия», соревнования, разыгрывать постановки.
Для игр имеется определенная атрибутика в соответствии с возрастными особенностями детей: различные наборы конструкторов: деревянный разных размеров, пластмассовый (типа «Лего»), металлический; различная атрибутика для обыгрывания построек.
В свободном доступе детей имеется бумага, цветные карандаши, фломастеры, доски для рисования, цветные мелки, остатки обоев, краски, а также пластилин, различный бросовый материал (шишки, спичечные коробки, ленты, куски веревки, дерева, остатки цветной бумаги). Это может натолкнуть ребенка на то, чтобы смастерить какую-то поделку, изготовить костюм для того или иного персонажа игры и др.
Таким образом, окружающая предметная среда должна быть представлена рядом специфических особенностей: усложненность и большое разнообразие игр; наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера; обеспечение материалами для экспериментирования, дающего возможность практического применения знаний и их самостоятельного приобретения; создание условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детских деятельностях. Это обеспечит дальнейшее развитие способностей детей.
2. регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;
3. индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, ДОД, организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;
4. оказание помощи родителям в развитии у детей каких - либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;
5. взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.
6. высокий профессионализм педагога.
Это прежде всего склонность педагога к творческой деятельности, умение быстро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимости от возможностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами. Умение педагога ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечение оптимальных условий развития всем детям группы, различающимся по уровню развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний. Педагогу при этом требуется, ориентируясь на потребности каждого ребенка, учитывать поставленную задачу, придерживаться направления, выбранного для работы всей группы. В общении с ребенком педагог должен придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ребенком на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Педагог должен обладать специальными способностями или навыками, позволяющими ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности.
Таким образом, образовательная работа с одаренными дошкольниками предполагает проведение специальных развивающих занятий, соответствующих возможностям и потребностям детей, отвечающих их особенностям; создание условий для дальнейшего развития способностей и реализации достигнутого в свободной деятельности; привлечение к работе с детьми заинтересованных, высококвалифицированных педагогов.
Качалкова Н.П., старший воспитатель