Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности
Организация педагогического процесса в нашем детском саду в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Как известно, любое развитие происходит в деятельности. Какая бы это не была: игровая, практическая, учебная. Следовательно, развитие связной речи происходит не только в процессе НОД по развитию речи, но других. Любая образовательная деятельность включает в себя беседу, анализ, синтез, обобщение. Наиболее успешно развитие речи происходит в процессе продуктивной деятельности, в частности в конструировании.
Конструирование способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников, т.к. в процессе работы дети делятся своими замыслами; учатся мотивировать их, общаясь друг с другом и с воспитателем. Дети учатся правильно обозначать названия направлений (т.е. ориентироваться) вверх, вниз, сзади, впереди, в центре и так далее. Во время занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия строительных деталей, узнают об особенностях геометрических форм.
В детском саду прошла тематическая проверка по развитию речи детей в процессе конструктивной деятельности. Педагоги показывали открытые занятия по обучению детей
конструированию из строительного, бросового материала, из бумаги. Темы были самые разнообразные: «Мебель» из кубиков и кирпичиков в первой младшей группе, «Мебель» из спичечных коробков в средней группе, «Корзинка» и «Осьминожка» из бумаги в старшей и подготовительной группах соответственно, «Пароход» декоративная аппликация в группе компенсирующей направленности. Детям интересно мастерить своими руками. В результате развивается не только мелкая моторика руки, но и развитие речевой активности дошкольников.