Сотрудничество с семьёй по воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста
Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь закладываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка.
Ребенок посещает детский сад - взаимодействует с воспитателями, психологом, с детским коллективом. Педагоги сотрудничают с родителями. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки культурного поведения, нужно с дошкольного возраста.
Основные задачи: формировать культурно – гигиенические навыки, навыки самообслуживания, продолжать формировать навыки культурного поведения за столом; совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам; закреплять у детей умения вести себя в соответствии с правилами поведения.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Важен также пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей – их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям. Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
Создание предпосылок культурного поведения ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с другими детьми, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым, воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.
Через игры-занятия в увлекательной форме, раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей. Для этого используем некоторые дидактические: «Я вам представлюсь», «Связующая нить», «Волшебный стул», «Театр вежливых слов» и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе».Предлагаем детям игры, направленные но формирование доброжелательных отношений: «Добрые эльфы», «Бабушка Маланья», «Птенцы». Читаем и разучиваем потешки о воспитании культурно-гигиенических навыков.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка используем поощрение за удачно выполненное задание. Разработаны и выпущены брошюры с играми, направленными на формирование культурно-гигиенических и навыков самообслуживания; правила поведения для воспитанных детей в детском саду.
Это лишь маленькая доля того, что создано, получая от этого и удовольствие, и удовлетворение, видя счастливых детей, их маленькие, но значимые успехи, понимание окружающей обстановки, формирование их социальных навыков и эмоциональной сферы вот лучший результат моей работы.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече «Добрый день, и добрый вечер»
И не зря ведь есть у нас пожелание в «Добрый час»
Доброта она от века украшенье человека…
Перед тем как нам расстаться и уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.
Начинайте свой день с доброго слова, и весь день у вас будет добрым.
Воспитатель Неклюдова А.А.